Импровизация на фортепиано для многих представляется высшим искусством. Она предполагает умение управлять процессом исполнения, практически не обращаясь к нотам. Это потрясающее действо, когда музыкальное произведение создается импровизатором непосредственно в процессе его исполнения. Представьте, как волнительно присутствовать при этом, особенно, если в качестве создателя выступаете лично вы! Также под импровизацией понимают процесс, когда музыкант легко «переигрывает» на свой лад уже известное произведение.
Но какой бы смысл вы ни вкладывали в данное понятие, невозможно не признавать, что импровизация – это круто! Владеющий этим мастерством поражает своей способностью чувствовать музыку, преподносить ее в своей уникальной манере. И самое приятное – этому искусству можно обучиться! Способность импровизировать не присуща лишь избранным гениям – напротив, это искусство познаваемо, а процесс его постижения невероятно захватывает!
Все это можно смело отнести к обучению импровизации на фортепиано в музыкальной школе «Виртуозы». Здесь занимаются с желающими научиться импровизации на фортепиано вне зависимости от уровня музыкальной подготовки, будь то ученик или профессионал, для которого музыка не увлечение, а работа.
Как происходит обучение импровизации?
Для начала нам нужно определить уровень знаний и умений ученика. Ведь, как бы этого не хотелось, при обучении музыкальной импровизации на фортепиано наличие твердой базы сольфеджио просто необходимо!
Процесс импровизации неразрывно связан с оперированием такими понятиями, как гамма, арпеджио, стаккато и легато, ритм и длительность, интервалы, полутона и многое другое!
Постоянная практика и технические наработки, исполнительские заготовки – также неотъемлемая часть обучения импровизации на фортепиано. И этому посвящается достаточно много времени на каждом уроке.
Практическое овладение различными методами импровизации нужны для того, чтобы свободно в нужный момент выбирать подходящие способы и приемы развития материала, миксовать их, чтобы создать нечто особенное.
Чем больше практики, тем лучше у вас будет получаться. Моменты, совместной импровизации с учителем – бесценны. Именно они дают наглядно понять теорию и применить все полученные знания.
Уровень владения инструментом
Двери музыкальной школы «Виртуозы» открыты для всех тех, кто не мыслит жизни без музыки. Поэтому мы не делаем различия между своими учениками и рады всем без исключения, в независимости от возраста, образования и начального уровня знаний. То же касается и возможности научиться свободно импровизировать на фортепиано. Наши опытные педагоги обучат импровизации и новичка, и человека, уже поднаторевшего в изучении нотной грамоты и занимающегося музыкой не один год. Кому может понадобиться это умение:
- Человеку, желающему прокачать свой уровень игры на фортепиано и делающему это лично для себя;
- Профессиональным музыкантам, чья деятельность непосредственно связана с музыкой (концертмейстеры или балетные концертмейстеры и пр.);
- Музыкантам-любителям, играющим в бэндах и желающим улучшить свое мастерство и подачу музыкального материала.
Каким приемам мы обучаем
На занятиях по обучению импровизации в музыкальной школе «Виртуозы» наши педагоги дадут представление о следующих моментах, позволяющих освоить это мастерство:
Гармония
- Импровизация в рамках одного лада в определённой, заданной тональности, а также переходы (отклонения и модуляций) в другие тональности, организация тонального плана и обогащение гармонической сетки;
- Подбор аккомпанемента к мелодии;
- Работа в разных стилях с их последующим чередованием – например, импровизация на тему классического произведения в джазовом стиле, а затем – наоборот.
Мелодия
- Изменение, варьирование уже готовой мелодии;
- Сочинение мелодической линии, используя характерный звукоряд (например, блюзовый лад);
- Изучение различных украшений – мелизмов: форшлагов, трелей и т. д.;
- Владение фактурой мелодии – аккорда, «изогнуть» мелодическую линию, меняя в процессе игры интервалы, из которых состоит фраза, а также разнообразить ритм фразы;
- Создание музыкальных фраз, способных вызывать у слушателя ощущение диалога, вызывая тем самым особенный интерес;
- Работа со штрихами (стаккато, легато, и т. д.).
Ритмическая организация
Изменения в ритмическом рисунке произведения требуют от музыканта безукоризненного чувства ритма. Для достижения желаемого результата в этом методе рекомендуется использовать метроном. Причем изменениям ритма может подвергаться как аккомпанемент, так и основная мелодия. Аккорды, сопровождающие мелодию, можно разложить на арпеджио, или сделать аккомпанемент чисто басово-мелодическим.
На чем основана импровизация?
На занятиях педагоги музыкальной школы «Виртуозы» подробно объяснят, на чем основывается импровизация, от каких основополагающих моментов стоит отталкиваться в этом процессе. А конкретнее, можно будет получить представление о:
- Основной теме произведения – элементе важном, но не обязательно присутствующем в каждой импровизации. Скажем так, при наличии уже существующей гармонической сетки музыканту будет значительно легче в деле импровизации;
- Необходимости придания музыкальным экспериментам какой-либо формы. Это делается, чтобы слушатели не утомлялись от бесконечных вариаций и мелодий, проигранных бесчисленное число раз;
- Жанре. Вот уж действительно важный момент, который позволяет определиться с жанром импровизации. Это может быть детская песенка, полька, вальс, оперная ария – да что угодно! Но создаваемое музыкантом полотно повествования непременно должно соответствовать выбранному жанру и иметь его отличительные характеристики;
- Стиле. Каждому отдельному композитору соответствует свой особенный, присущий ему образ изложения музыки. Речь идет о манере подачи. Ведь произведения, скажем, Баха, легко отличимы от музыки Шопена, а первые ноты из балета Чайковского никогда не перепутаешь с отрывком из сюиты Рахманинова. Музыкант должен уметь точно определять и подчеркивать эту манеру и обыгрывать ее уже собственном понимании;
- Ритме. Тут так и хочется добавить – ритм определяет все. Здесь вас научат задавать ритм всей импровизации, расскажут и покажут, как задавать темп игре, как выстраивать ритмический рисунок в каждом отдельно взятом такте;
- Способе изложения музыки. Это то, о чем нужно задумываться в первую очередь, приступая к импровизации. Как она будет сыграна – мощными аккордами, в виде спора между партиями для правой и левой руки или переливающаяся последовательными звуками гаммы? Все это музыкант решает еще до того, как будет издан первый звук импровизации. Фактура выбранного движения должна быть однородной, без лоскутного многообразия – иначе у импровизации не будет цельности.
Наши рекомендации для начинающих
И напоследок мы бы хотели поделиться некоторыми советами и хитростями, которые помогают постигать и овладевать импровизацией.
- Не бойтесь ошибаться. Именно так, в процессе проб и ошибок рождается ваш собственный стиль, особая подача. Если вы вдруг сыграли «неправильную» ноту, просто сделайте вид, что так и было задумано и продолжайте движение дальше, постаравшись исправить ситуацию возвращением в «правильный» лад;
- Наши педагоги подскажут вам, что отличным способом развития себя, как импровизатора, является запись своей игры на диктофон. Это здорово помогает в повышении уровня – прослушивая только что сыгранные фрагменты, музыкант подмечает удачные моменты, развивая и дополняя их в дальнейшем;
- Постоянно импровизируйте, проигрывая музыку у себя в голове. Сочиняйте, не боясь экспериментов. Даже начинающий импровизатор с легкостью может изобрести по-настоящему интересное сочетание, если будет делать это последовательно, регулярно, в соответствующем настроении;
- Совершенствуйте технику. Постоянно. Сделайте тренировки по игре гамм, арпеджио, изучению новых акцентов по возможности ежедневным ритуалом. Растите в плане исполнительского мастерства. Без этого в импровизации – никак;
- Слушайте музыку постоянно. Пусть это будет действительно хорошая музыка, развивающая вкус, стиль, дающая представление о том, к чему, собственно, нужно стремиться. Наши педагоги дадут вам ориентиры, подсказав сразу несколько направлений движения – вам остается только выбрать свой путь, принимая во внимание собственные предпочтения;
- Совершенствуйте знание нотной грамоты. Повторяйте лады, интервалы, тональности. Это необходимый минимум, без которого даже малейшее движение будет невозможным. Да, существуют прецеденты – талантливые музыканты-«слухачи», которые свободно себя чувствуют себя за инструментом не имея представления о базовых основах сольфеджио. Но даже они рано или поздно осознают, что знание – это ключ к более широким возможностям;
- Не зацикливайтесь на чем-то одном, меняйте виды деятельности – так мозгу будет легче находить решение занимающей вас задачи. Относитесь к процессу творчески, переступая через неудачи и уверенно двигаясь вперед. В этом вам опять же посодействуют наши педагоги.
Предложение от музыкальной школы «Виртуозы»
В музыкальной школе «Виртуозы» мы относимся к импровизации на фортепиано как к особому виду творчества. Поэтому, понимая всю значимость академических знаний, не устанавливаем жестких границ для самовыражения наших учеников. Наоборот, мы приветствуем ваше желание проявить себя и делаем все возможное, чтобы раскрыть внутренний потенциал каждого слушателя нашего курса.
Если ваша цель научиться импровизировать на фортепиано, не чувствуя при этом напряжения и психологического дискомфорта, то мы будем двигаться вперед вместе с вами, радуясь вашим успехам и делая все для преодоления трудностей.
Задача педагога - дать не только необходимый набор знаний, но и стимул с мотивацией, заразить вас любовью к музыке, дать вдохновение и заставить поверить в свои силы. Креативная атмосфера, доброжелательность, индивидуальный подход – вот что ожидает вас в стенах музыкальной школы «Виртуозы».