Импровизация на фортепиано для начинающих

Учимся импровизации на фортепиано

Импровизация на фортепиано для многих представляется высшим искусством. Она предполагает умение управлять процессом исполнения, практически не обращаясь к нотам. Это потрясающее действо, когда музыкальное произведение создается импровизатором непосредственно в процессе его исполнения. Представьте, как волнительно присутствовать при этом, особенно, если в качестве создателя выступаете лично вы! Также под импровизацией понимают процесс, когда музыкант легко «переигрывает» на свой лад уже известное произведение.

Но какой бы смысл вы ни вкладывали в данное понятие, невозможно не признавать, что импровизация – это круто! Владеющий этим мастерством поражает своей способностью чувствовать музыку, преподносить ее в своей уникальной манере. И самое приятное – этому искусству можно обучиться! Способность импровизировать не присуща лишь избранным гениям – напротив, это искусство познаваемо, а процесс его постижения невероятно захватывает!

Все это можно смело отнести к обучению импровизации на фортепиано в музыкальной школе «Виртуозы». Здесь занимаются с желающими научиться импровизации на фортепиано вне зависимости от уровня музыкальной подготовки, будь то ученик или профессионал, для которого музыка не увлечение, а работа.

Как происходит обучение импровизации?

Для начала нам нужно определить уровень знаний и умений ученика. Ведь, как бы этого не хотелось, при обучении музыкальной импровизации на фортепиано наличие твердой базы сольфеджио просто необходимо!

Процесс импровизации неразрывно связан с оперированием такими понятиями, как гамма, арпеджио, стаккато и легато, ритм и длительность, интервалы, полутона и многое другое!

Постоянная практика и технические наработки, исполнительские заготовки – также неотъемлемая часть обучения импровизации на фортепиано. И этому посвящается достаточно много времени на каждом уроке.

Практическое овладение различными методами импровизации нужны для того, чтобы  свободно в нужный момент выбирать подходящие способы и приемы развития материала, миксовать их, чтобы создать нечто особенное.

Чем больше практики, тем лучше у вас будет получаться. Моменты, совместной импровизации с учителем – бесценны. Именно они дают наглядно понять теорию и применить все полученные знания.

Уровень владения инструментом

Научиться импровизировать на фортепиано.jpg

Двери музыкальной школы «Виртуозы» открыты для всех тех, кто не мыслит жизни без музыки. Поэтому мы не делаем различия между своими учениками и рады всем без исключения, в независимости от возраста, образования и начального уровня знаний. То же касается и возможности научиться свободно импровизировать на фортепиано. Наши опытные педагоги обучат импровизации и новичка, и человека, уже поднаторевшего в изучении нотной грамоты и занимающегося музыкой не один год. Кому может понадобиться это умение:

  • Человеку, желающему прокачать свой уровень игры на фортепиано и делающему это лично для себя;
  • Профессиональным музыкантам, чья деятельность непосредственно связана с музыкой (концертмейстеры или балетные концертмейстеры и пр.);
  • Музыкантам-любителям, играющим в бэндах и желающим улучшить свое мастерство и подачу музыкального материала.

Каким приемам мы обучаем

На занятиях по обучению импровизации в музыкальной школе «Виртуозы» наши педагоги дадут представление о следующих моментах, позволяющих освоить это мастерство:

Гармония

  • Импровизация в рамках одного лада в определённой, заданной тональности, а также переходы (отклонения и модуляций) в другие тональности, организация тонального плана и обогащение гармонической сетки;
  • Подбор аккомпанемента к мелодии;
  • Работа в разных стилях с их последующим чередованием – например, импровизация на тему классического произведения в джазовом стиле, а затем – наоборот.

Мелодия

  • Изменение, варьирование уже готовой мелодии;
  • Сочинение мелодической линии, используя характерный звукоряд (например, блюзовый лад);
  • Изучение различных украшений – мелизмов: форшлагов, трелей и т. д.;
  • Владение фактурой мелодии – аккорда, «изогнуть» мелодическую линию, меняя в процессе игры интервалы, из которых состоит фраза, а также разнообразить ритм фразы;
  • Создание музыкальных фраз, способных вызывать у слушателя ощущение диалога, вызывая тем самым особенный интерес;
  • Работа со штрихами (стаккато, легато, и т. д.).

Ритмическая организация

Изменения в ритмическом рисунке произведения требуют от музыканта безукоризненного чувства ритма. Для достижения желаемого результата в этом методе рекомендуется использовать метроном. Причем изменениям ритма может подвергаться как аккомпанемент, так и основная мелодия. Аккорды, сопровождающие мелодию, можно разложить на арпеджио, или сделать аккомпанемент чисто басово-мелодическим.

На чем основана импровизация?

Импровизация на фортепиано.jpg

На занятиях педагоги музыкальной школы «Виртуозы» подробно объяснят, на чем основывается импровизация, от каких основополагающих моментов стоит отталкиваться в этом процессе. А конкретнее, можно будет получить представление о:

  • Основной теме произведения – элементе важном, но не обязательно присутствующем в каждой импровизации. Скажем так, при наличии уже существующей гармонической сетки музыканту будет значительно легче в деле импровизации;
  • Необходимости придания музыкальным экспериментам какой-либо формы. Это делается, чтобы слушатели не утомлялись от бесконечных вариаций и мелодий, проигранных бесчисленное число раз;
  • Жанре. Вот уж действительно важный момент, который позволяет определиться с жанром импровизации. Это может быть детская песенка, полька, вальс, оперная ария – да что угодно! Но создаваемое музыкантом полотно повествования непременно должно соответствовать выбранному жанру и иметь его отличительные характеристики;
  • Стиле. Каждому отдельному композитору соответствует свой особенный, присущий ему образ изложения музыки. Речь идет о манере подачи. Ведь произведения, скажем, Баха, легко отличимы от музыки Шопена, а первые ноты из балета Чайковского никогда не перепутаешь с отрывком из сюиты Рахманинова. Музыкант должен уметь точно определять и подчеркивать эту манеру и обыгрывать ее уже собственном понимании;
  • Ритме. Тут так и хочется добавить – ритм определяет все. Здесь вас научат задавать ритм всей импровизации, расскажут и покажут, как задавать темп игре, как выстраивать ритмический рисунок в каждом отдельно взятом такте;
  • Способе изложения музыки. Это то, о чем нужно задумываться в первую очередь, приступая к импровизации. Как она будет сыграна – мощными аккордами, в виде спора между партиями для правой и левой руки или переливающаяся последовательными звуками гаммы? Все это музыкант решает еще до того, как будет издан первый звук импровизации. Фактура выбранного движения должна быть однородной, без лоскутного многообразия – иначе у импровизации не будет цельности.

Наши рекомендации для начинающих

Импровизация на фортепиано

И напоследок мы бы хотели поделиться некоторыми советами и хитростями, которые помогают постигать и овладевать импровизацией.

  • Не бойтесь ошибаться. Именно так, в процессе проб и ошибок рождается ваш собственный стиль, особая подача. Если вы вдруг сыграли «неправильную» ноту, просто сделайте вид, что так и было задумано и продолжайте движение дальше, постаравшись исправить ситуацию возвращением в «правильный» лад;
  • Наши педагоги подскажут вам, что отличным способом развития себя, как импровизатора, является запись своей игры на диктофон. Это здорово помогает в повышении уровня – прослушивая только что сыгранные фрагменты, музыкант подмечает удачные моменты, развивая и дополняя их в дальнейшем;
  • Постоянно импровизируйте, проигрывая музыку у себя в голове. Сочиняйте, не боясь экспериментов. Даже начинающий импровизатор с легкостью может изобрести по-настоящему интересное сочетание, если будет делать это последовательно, регулярно, в соответствующем настроении;
  • Совершенствуйте технику. Постоянно. Сделайте тренировки по игре гамм, арпеджио, изучению новых акцентов по возможности ежедневным ритуалом. Растите в плане исполнительского мастерства. Без этого в импровизации – никак;
  • Слушайте музыку постоянно. Пусть это будет действительно хорошая музыка, развивающая вкус, стиль, дающая представление о том, к чему, собственно, нужно стремиться. Наши педагоги дадут вам ориентиры, подсказав сразу несколько направлений движения – вам остается только выбрать свой путь, принимая во внимание собственные предпочтения;
  • Совершенствуйте знание нотной грамоты. Повторяйте лады, интервалы, тональности. Это необходимый минимум, без которого даже малейшее движение будет невозможным. Да, существуют прецеденты – талантливые музыканты-«слухачи», которые свободно себя чувствуют себя за инструментом не имея представления о базовых основах сольфеджио. Но даже они рано или поздно осознают, что знание – это ключ к более широким возможностям;
  • Не зацикливайтесь на чем-то одном, меняйте виды деятельности – так мозгу будет легче находить решение занимающей вас задачи. Относитесь к процессу творчески, переступая через неудачи и уверенно двигаясь вперед. В этом вам опять же посодействуют наши педагоги.

Предложение от музыкальной школы «Виртуозы»

В музыкальной школе «Виртуозы» мы относимся к импровизации на фортепиано как к особому виду творчества. Поэтому, понимая всю значимость академических знаний, не устанавливаем жестких границ для самовыражения наших учеников. Наоборот, мы приветствуем ваше желание проявить себя и делаем все возможное, чтобы раскрыть внутренний потенциал каждого слушателя нашего курса.

Если ваша цель научиться импровизировать на фортепиано, не чувствуя при этом напряжения и психологического дискомфорта, то мы будем двигаться вперед вместе с вами, радуясь вашим успехам и делая все для преодоления трудностей.

Задача педагога - дать не только необходимый набор знаний, но и стимул с мотивацией, заразить вас любовью к музыке, дать вдохновение и заставить поверить в свои силы. Креативная атмосфера, доброжелательность, индивидуальный подход – вот что ожидает вас в стенах музыкальной школы «Виртуозы».

Понравилась статья?
Начните обучение с пробного урока