Упражнения для игры на фортепиано для начинающих

Упражнения на фортепиано для начинающих

Упражнения для обучения игре на фортепиано , зачем они нужны и почему очень важно не игнорировать их? Да, иногда это кажется скучным и монотонным, но именно, выполняя различные технические упражнения, вы формируете свои технические исполнительские навыки., без которых крайне сложно красиво, мелодично и технично исполнить любое музыкальное произведение.

Что нужно знать перед началом игры на фортепиано?

  • В нашем обществе распространено мнение, что взрослые не могут научиться играть на музыкальном инструменте. На самом деле это не так. Во многом, взрослые обладают даже большим преимуществами перед детьми.
  • Взрослые более целеустремленны и мотивированы, внимательны и усидчивы, адекватно реагируют на поправки учителя. У них более развиты мелкая моторика и способности усвоения теоретического материала.
    Есть немало примеров, когда человек начинал поздно заниматься музыкой и достигал успехов. Например, знаменитый композитор Армен Хачатурян начал брать уроки музыки, когда ему исполнилось 19 лет.
    Прославленный русский композитор Николай Римский-Корсаков учился в Санкт-Петербурге в школе математики и навигации. Начал брать уроки музыки с 15 лет. А в 18 лет сочинил 3 части симфонии в ми-бемоль миноре.
    Известный французский композитор Альберт Руссель серьезно заинтересовался музыкой в 25 лет. До этого он 7 лет прослужил мичманом на флоте.
  • Перед началом обучения желательно приобрести в дом пианино, чтобы регулярно заниматься на нем. На рекламных площадках можно найти множество объявлений о продаже или даже дарении этого музыкального инструмента, нужно лишь организовать самовывоз.

Правильная посадка

Правильная посадка является базовым условием, для игры на фортепиано. Если ваше тело и конечности будут в напряжении, то вы не сможете играть легко, бегло, и не сможете улучшать свои исполнительские навыки. Важно учитывать основные моменты:

  • Высота стула, положение ног, туловища и локтей.
    У всех людей разные рост, длина конечностей и туловища. Для занятий нужно подобрать удобный стул.
    Локти должны находиться на одном уровне с клавишами или быть немного выше их. Их следует опустить вниз, а не оттопыривать в разные стороны. Не прижимайте локти к себе, оставьте между ними и телом свободное пространство.
    По правилам, сидящий за пианино человек должен расположить бедра параллельно полу и под прямым углом к туловищу. В реальности такая посадка не будет комфортной для пианиста, поэтому допустимо немного отклоняться от этого положения.
    Для низкорослых людей изготавливают специальные подставки под ноги.
  • Часть поверхности стула, которую следует занимать. Садиться на все сиденье полностью нецелесообразно. Тогда центр тяжести неверно распределится, и играть будет тяжело. По правилам следует занимать половину или даже треть сиденья.
  • Промежуток между телом и клавишами. По правилам, промежуток между телом музыканта и клавишами не должен превышать 30 см. Но лучше прислушаться к себе, комфортно ли вам так играть или нужно сменить положение. Руку опытные пианисты сгибают в локтевом суставе под прямым углом. Лучше сесть ближе к середине клавиатуры, тогда нота «до» первой октавы окажется прямо напротив.
  • Как поставить ноги.
    Музыкант должен опирать ноги на всю стопу. Голени поставить под прямым углом к полу. По правилам колени следует расположить на уровне бедер и согнуть их под прямым углом. Но не все пианисты считают такое положение удобным для игры. Они опускают колени гораздо ниже.
    Когда вы станете нажимать на педаль, соблюдать эти правила не получится. Ваша нога уже не будет опираться в пол, голень окажется вытянутой. Поэтому руководствуйтесь здравым смыслом.
  • Осанка.
    Следить за прямым положением спины во время обучения очень важно, так вы быстрее научитесь правильно играть на инструменте. Не выпячивайте вперед грудную клетку. Обязательно контролируйте плечи – их нельзя поднимать и напрягать. Расслабьте кисти. При соблюдении этих правил пианист быстрее научиться бегло играть, звучание нот будет полным и глубоким.

Для того чтобы вы не испытывали дискомфорта во время игры на музыкальном инструменте, прислушивайтесь к своим ощущениям. Если у вас заболели запястья, подумайте, может, нужно отрегулировать высоту сиденья. Если возник или обострился остеохондроз, выпрямите спину, плечи. Всегда расслабляйте мышцы, это влияет на качество воспроизводимого вами звука.

Донотный период обучения

Многие взрослые перед началом обучения полагают, что, прежде всего, им нужно выучить ноты, без них не получится играть на музыкальном инструменте. На самом деле это глубокое заблуждение. Многие самоучки не знают нот, но при этом неплохо играют и подбирают музыку на слух. Маленький ребенок сначала учится произносить слова и лишь к 6-7 годам осваивает азбуку. В музыке также сначала нужно познакомиться со звуками, которые могут издавать клавиши, затем складывать их в простые мелодии. Этот период обучения принято называть донотным. Новички часто боятся прикасаться к инструменту, сомневаются, получится ли у них извлечь приятный, мелодичный звук. Музыкальные педагоги разработали полезные упражнения, необходимые для дальнейшего обучения игре на фортепиано. Они избавят вас от страхов и неуверенности в собственных способностях. Вот одно из них.

Сядьте за пианино, опустите ногу на правую педаль и посидите так немного. Теперь поочередно левой и правой рукой дотрагивайтесь до черных клавиш. Не нажимайте сразу на несколько клавиш, слушайте, как звучит инструмент. Попробуйте поменять ритм и громкость звучания. Такие импровизированные занятия помогут вам побороть страх перед игрой на фортепиано, придадут уверенности в освоении инструмента.

Ноты и клавиши

Все мы хорошо знаем название 7ми нот – до ре, ми фа, соль, ля си , которые составляют октаву, но не всегда нам легко найти эти ноты на инструменте.

На клавиатуре пианино 88 клавиш: 52 белых и 36 черных. Клавиши с нотой «до» расположены слева от двух черных клавиш. Клавишу с нотой «фа» также просто найти. Она находится слева от трех черных клавиш. Рядом с ней – нота «соль». В упражнения для обучения игре на фортепиано обязательно включают задания, которые помогают освоить клавиатуру.

Нажмите по очереди все клавиши «до». Затем то же самое проделайте с нотами «фа» и «соль». Теперь нажмите эти же клавиши левой рукой.

Если вы научились находить на клавиатуре ноты «до», «ре», «ми», «фа» и «соль», вы сможете сыграть простейшие песни из 3 аккордов:

  • «Жили у бабуси»;
  • «Маленькую елочку»;
  • «Светит месяц, светит ясный»;
  • «Колыбельную» В. Моцарта.

Сразу привыкайте играть трезвучия правильными пальцами. Используйте большой средний и мизинец. А теперь выучите расположение 3 других нот: «ля», «ре», «ми». Найдите их на рисунке.

Школа Виртуозы в Москве

Нота «ля» находится после «соль» перед 3-ей черной клавишей. Нота «ре» – сразу после «до». Клавиша с нотой «ми» расположена между нотами «ре» и «фа». На этих 3 аккордах можно сыграть известные песни:

  • «Цыганочку»;
  • «Коробейники».

У учеников, которые только начали брать уроки фортепиано, часто возникает вопрос, для чего нужны черные клавиши. Нажмите на клавишу с нотой «до» первой октавы. Внимательно прислушайтесь к звучанию. А теперь сыграйте ноту «ре» той же октавы. Она звучит выше, чем нота «до», поскольку находится правее. Расстояние между «до» и «ре» профессиональные музыканты называют тоном.

Нажмите на черную клавишу, которая располагается между «до» и «ре». Она издаст звук на полтона выше «до», но ниже «ре». Эта черная клавиша имеет 2 названия: «до-диез» или «ре-бемоль».

Диез и бемоль – знаки альтерации. Диез на письме обозначается (#), повышает ноту на полтона, бемоль (b) понижает.

Одна октава состоит не только из 7 нот, но и из 12 интервалов – полутонов. Между нотами «си» и «до», «ми» и «фа» черной клавиши нет. Значит ли это, что нельзя сыграть «си-диез», «до-бемоль», «ми-диез», «фа-бемоль»? Между нотами «си» и «до», «ми» и «фа» расстояние в полтона. Соответственно, «ми-диез» – это нота «фа», которая на полтона выше «ми». Таким образом, ноты с бемолем или диезом – это не только черные клавиши.

В музыкальных произведениях, записанных с помощью нот, знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. В этом случае все ноты, соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем.

Если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения требуется сыграть эту ноту без повышения или понижения, используют знак бекар (♮). Он отменяет действие впереди стоящего знака альтерации. В музыке также используются дубль-диез (Х), который повышает звучание на целый тон и дубль-бемоль (bb), который звук на целый тон ниже.

Аккомпанемент

Если вы внимательный слушатель, то, скорее всего, давно заметили, что одну и ту же мелодию разные музыканты играют по-разному. Знакомая музыка может звучать весело или лирически, в зависимости от настроения исполнителя.
Эту разницу помогает почувствовать аккомпанемент, который состоит из фактуры и ритма. Ритм – это чередование длинных, коротких звуков с паузами.
Фактура – это способ игры музыканта. Можно исполнять мелодию аккордами – если одновременно сочетать 3 и более музыкальных звука разной высоты, арпеджио – если звуки аккорда брать последовательно один за другим, и прочими способами.

Упражнения для развития музыкального слуха

Упражнения игры на фортепиано для начинающих взрослых обязательно включают в себя задания, которые развивают музыкальный слух. Благодаря этому вы сможете точно и красиво пропеть и сыграть мелодии.
Существуют активные и пассивные методы развития музыкального слуха.

  • самостоятельное пение – активный способ. Включайте любимые песни, весь текст которых вы знаете, подпевайте исполнителю, попадая в ноты. Используйте наушники, запишите собственный голос без посторонних звуков и оцените уровень совпадения. Полезно также напевать ноты и мелодии с разными интервалами;
  • определение нот и интервалов на слух – пассивный способ. Закройте глаза и нажмите на любую клавишу вашего пианино. Угадайте ноту по звуку. Проверьте себя, а затем повторите упражнение.
    Включайте разные мелодии для прослушивания и попробуйте догадаться, из каких нот состоит мелодия. Можно использовать специальные приложения, которые обучают определять ноты и интервалы на слух.
    В специализированных школах ученики пишут музыкальные диктанты. Это пассивное упражнение отлично развивает и проверяет музыкальный слух;
  • играйте гаммы. Их разучивать заставляют всех учащихся музыкальных школ. Детям это кажется нудными, но в музыке они важны так же, как в математике таблица умножения. При игре гамм развивается не только музыкальный слух, но и беглость пальцев.

Гамма – это линейка звуков, состоящая из 8 нот, в которой первая и последняя ноты различаются лишь по высоте и принадлежат разным октавам. Гаммы бывают мажорными и минорными. Детям часто неправильно объясняют разницу между ними. Мажорной называют веселую мелодию, минорной – грустную. Однако грустные песни можно играть как в миноре, так и в мажоре.
Формула мажора такова:
Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Существует и формула минора:
Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Наиболее просто исполнять прямую гамму. Ее играют двумя руками в одну и другую стороны. Положение первого пальца правой руки совпадает с положением пятого пальца левой. Новичку важно научиться синхронно перекладывать пальцы обоих рук. Когда вы научитесь хорошо играть прямую гамму, преподаватель разберет с вами и другие более сложные виды гамм. Итак, уроки фортепиано принесут взрослому новые знания, разовьют и полезные навыки, доставят удовольствие и радость. Он сможет удивить своих друзей и родных, устраивать для них настоящие домашние концерты.

Понравилась статья?
Начните обучение с пробного урока