Музыка как способ формирования личности

Задачи, поставленные жизнью перед современной педагогикой (в том числе музыкальной), требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе играют педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется повышение качества профессиональной подготовки, - более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

На современном этапе усиление роли дополнительного образования детей плодотворно влияет на профессиональное самоопределении ребенка и его жизненное становление. Музыкальные школы и школы искусств дают развитие мотивации личности к познанию и, конечно, творчеству. Но ожидаемые положительные результаты будут иметь место, если у учащихся сформирован интерес к данной деятельности. Очень важно серьезное занятие для детей сделать занимательным, чтоб пробудить непосредственный интерес учащегося. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги-музыканты должны стремиться воспитывать познавательный интерес учащихся с ранних лет и воплощать идеи комплексного подхода в разностороннем и гармоничном воспитании детей.

Интерес в обучении является своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности школьника, его положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда. От того насколько правильно были заложены первоначальные основы зависит активность ребят в музыкальной жизни. Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда и решающим.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы.

К сожалению, довольно часто приходится слышать педагогам и родителям на второй или третий год обучения детей музыке «мне не интересно этим заниматься», «я не хочу идти на урок», «не могу запомнить, у меня не получается» и т.д. Как правило, из таких заявлений в будущем получается мало хорошего. В одном случае родители могут пойти на поводу у ребенка и оставить обучение в музыкальной школе, а в другом – насильно заставлять посещать уроки. С точки зрения преподавания – авторитарный подход неприемлем. Один из воспитательных просчетов взрослых – как педагогов, так и родителей: мы не учим детей испытывать радость от преодоления трудностей, а ведь именно это качество необходимо, чтобы жить в постоянно меняющемся мире. Цепь неудач или же в других случаях успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребенка.

Наши чувства и эмоции лежат в основе наших мыслей и действий, следовательно, эмоциональные факторы активно влияют на успехи в обучении. Безусловно, эмоции необходимо учиться связывать с нашим интеллектом иначе какое-либо непонимание, связанное с эмоциями, которые живут своей жизнью, могут навлечь на учащегося, учителя или родителя учебную беду. Дети в первую очередь чувствующий вид, а не логический и рациональный, поэтому рядом с ними должны присутствовать те люди, кто может быть хорошим слушателем, не склонен к вынесению быстрых суждений и не пытается доминировать или управлять, а поможет понять себя, других и причину неудач.

Больше половины детей, поступивших в музыкальную школу в возрасте 5-7 лет, получающие неудовлетворение от уроков к 9-11 годам бросают занятия музыкой. Поэтому вне зависимости от того, как ребенок попал в школу – сам ли он этого захотел, или привели родители, - педагог сразу должен акцентировать его внимание на таких вопросах, как ради чего он ходит заниматься, чем музыка интересна сама по себе, что она может дать и почему ей следует уделять много времени; причем чем больше, тем лучше – подкрепляя эти вопросы посещением концертов, театров и вместе с учащимися класса. Важно наладить психологический контакт с учащимися, не делая скоропалительных выводов, где-то во время изменить подход, временно ослабить требования, если это необходимо. «Конечно, бывают такие ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен уметь логически убедить ученика в своей точке зрения. А самый лучший вариант – если ученик решит, что он сам до этого додумался, и тогда уж он свое решение никогда не проигнорирует» [4, 36]. Взрослые должны быть подготовленными к разрешению конфликтов, парадоксов и сложностей, касательных отношений учитель – ученик. В такие моменты от педагогов и родителей в особенности требуется эмоциональная грамотность. И конечно, учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет цель обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач.

К несчастью, эмоциональные состояния обычно считаются дополнением к обучению или «легким» материалом для проблемных или менее способных учеников и выносятся на периферию обучения, вместо того чтобы занимать центральное место. Говоря о балансе в обучении, невозможно повысить образовательные стандарты без изменений в характере обучения, основными агентами которых должны быть отношения и атмосфера в доме. Эмоциональный климат, в котором родители и учителя ведут свою работу, является самым основным фактором успешности учебной деятельности. Дети реагируют позитивно на того, кто, по их ощущениям, является любящим, всезнающим, защищающим и могущественным.

Теория дифференциальных эмоций определяет интерес как одну из фундаментальных эмоций, которая является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека, одним из основных компонентов мотивации. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития познавательного интереса развитие мышления ребенка было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления так обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение тканей мозга, считает американский психолог Глен Доман. Психологическая природа познавательного интереса – интегральное образование личности, включающее в себя не только интеллектуальный, но и эмоциональный, и волевой компоненты.

В психолого-педагогических исследованиях рассматривают следующие ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих уровней. В процессе развивающего обучения у младших школьников складываются познавательные интересы на уровне любознательности. Это соответствует научным представлениям о возрастных нормах развития познавательного интереса. Интерес не является имманентно присущим ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Как подчеркивал Л.С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей. К факторам социализации интересов ребенка относят социально-экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса, который, подчеркну, не возникает сам по себе, а его необходимо формировать.

Само слово «интерес», по одной из версий, происходит от латинского interesse, что означает «иметь важное значение». Интерес, возникающий в сознании, предшествует познанию объекта. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии. Единство внешнего и внутреннего влияет на продвижение учебного процесса и на формирование интереса как личностному образованию. Педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и прочных навыков (хотя и это по-прежнему крайне необходимо). Нацеленность должна быть на создание такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельный совершаемый встречный процесс к деятельности учителя.

Обучение музыке специфично. Расширение возможностей музыкальных школ и школ искусств должно найти отражение в количественном многообразии учебных программ для детей разного возраста и способностей. Основа работы в ДМШ – индивидуальное обучение в классе по специальности. Объяснение, овладение известным теоретическим багажом не может здесь ни количественно, ни качественно являться основной частью педагогического процесса. Сообщение теоретических сведений, если оно предваряет практические занятия в классе, способно дать лишь косвенный результат в будущем. Никакие объяснения не помогут ученику овладеть исполнительским мастерством, если в основу не ставятся практические занятия. Причем значительную роль в процессе овладения материалом играет деятельность, связанная с воспроизведением услышанного в целом или по частям, подражание и даже копирование, но обязательно в собственном активном действии. Только занятия на инструменте и исполнение могут подготовить ученика к полноценному восприятию и усвоению теоретических знаний, подвести к обобщениям. Именно такая форма занятий: сначала практическая деятельность, а потом в помощь, в дополнение к практике – теория, объяснения – может стать почвой всестороннего развития ученика, формирования его мышления, становления его мастерства. Если сравнивать процесс обучения в общеобразовательной школе, то получается своего рода «обратный» путь обучения и накопления знаний.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общобразоват. шк.; учеб. пособ. по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова [и др.] ; под ред. Г.И. Щукиной; Кафедра педагогики и психологии Мичуринского пед. ин-та. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  2. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
  3. Крюкова В. В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования РФ / В. Крюкова // Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – С 12 – 33.
  4. Крюкова, В. В. Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы / В. Крюкова // Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – С. 33 – 70.
  5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека; учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / И. Ю. Кулагина, Н. В. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
  6. Капустина, И. Н. Познавательные интересы младших школьников / И. Н.Капустина // кафедра возрастной и педагогической психологии Шадринского гос. пед. института [Электронный ресурс]. – Заглавие с экрана. – Режим доступа:http://www.school2100.ru/upload/iblock/737/7374203575fef297210bb80e89a2170a.pdf

Автор статьи: Корпачева Юлия Олеговна, педагог музыкальной школы Виртуозы 

Записаться на пробное бесплатное занятие в школу вы можете прямо сейчас!

Более подробно о наших курсах virtuozy-msk.ru/courses/

Смотри как играют и поют ученики Музыкальной школы "Виртуозы"  youtube.com/user/mskvirtuozy

119021, г. Москва, Зубовский бульвар, 25А

125009, г. Москва, Страстной бульвар, 6 стр.1

115172, г. Москва, 1-й Гончарный переулок 3 стр.2


Политика конфиденциальности